Струнные инструменты

Специализация «Оркестровые струнные инструменты»

Поступающий должен:

а) исполнить подготовленную программу, по степени трудности соответствующую выпускной программе музыкального училища или средней специальной музыкальной школы которая состоит из:

а) 1. Полифония (И.С.Бах)

  1. Крупная форма (концерт, соната, фантазии)
  2. Виртуозная пьеса.
  3. Кантилена.
  4. Произведение кыргызского композитора.

б) Этюд или каприс.

в) Гамма, арпеджио, двойные ноты.

г) показать владение всеми видами гамм и арпеджио (см. конкретные требования для каждого инструмента) исполнение – по выбору комиссии;

Исполнение программы

СКРИПКА

Поступающий должен исполнить: два этюда, один на различные виды штрихов, другой для беглости пальцев или двойных нотах, например, из сборников этюдов: А.Лядов, 24 этюда с фортепиано; 24 каприса; Я.Донт, ор.35; этюды П.Гавинье, Р.Крейцера, Н.Паганини, Г.Венявского, а также советских композиторов: А.Грозовского, В.Шера, К. Мостраса, К. Родионова и др.

— две части из сонат или партит для скрипки соло И.С.Баха (одну подвижную, другую медленную);

-1 или II-III части концерта, например: Г.Венявский, Концерт № 2, К.Сенс-Санса, Концерт № 3, Ф. Мендельсона, П.Чайковского, С.Прокофьева, Д.Кабалевского, А.Хачатуряна и др.

— три произведения малой формы русского, советского или зарубежного композитора (одно кантиленное, другое подвижное) и произведения кыргызских композиторов;

 

Кроме того, поступающий должен уметь играть все виды гамм и арпеджио (гаммы трех октавные в терциях, секстах, октавах и децимах) в умеренном темпе.


А Л Ь Т

Поступающий должен исполнить: два этюда, один из них на двойные ноты, например, этюды Б. Кампаньоли, И.Палашко (ор.77). Р.Крейцера, М.Териана;

 

— одну-две части из сонат или партит для скрипки соло И.С.Баха в переложении для альта, например: Аллеманда и Куранта из партиты № 3, Сарабанда из партиты № 1, Адажио из сонаты № 1;

- 1 или I –III часть сонаты или концерта, например: концерты Г.Генделя, Й.Гайдна, И.С.Баха, С. Форстайта, И.Хондошкина, Соната М.Глинки, сонаты Л.Боккерини;

— одно произведение малой формы, например: А.Александров, Ария; Л.Бетховен, Адажио; Б.Барток, «Вечер в деревне»; Э.Григ, Элегия; С.Прокофьев, Танец антильских девушек; С.Рахманинов, Серенада; П.Чайковский, Подснежник; Д.Шостакович, Романс. Пьесы кыргызских композиторов.

Кроме того, поступающий должен уметь играть все виды гамм и арпеджио (гаммы трехоктавные в терциях, секстах, октавах) в умеренном темпе.


ВИОЛОНЧЕЛЬ

Поступающий должен исполнить: два этюда, один на различные виды штрихов, другой в двойных нотах, например, из сборников этюдов: Ж.Дюпора, Ф.Грюпмахера, Д.Поппера или сборника под ред. С.Козолупова и др.

 

- две части из сюит для виолончели соло И.С.Баха (одну подвижную, другую медленную).

 

- одно произведение малой формы, например: А.Арутюнян, Экспромт; Л.Боккерини, Рондо; С.Рахманинов, Вокализ; П.Чайковский, Ноктюрн; Ю.Шапорин, Пьесы; Д.Шостакович, Адажио; М.Бегалиев, Элегия;

 

- I или II-III части концерта средней трудности или сонату, например: концерты Д.Кабалевского, К.Сенс-Санса, Й Гайдна (До мажор, Ре мажор).

- Кроме того поступающий должен уметь играть все виды гамм и арпеджио (гаммы трехоктавные – терции, сексты, октавы – до четвертой позиции) в умеренном темпе.


КОНТРАБАС

 Поступающий должен исполнить: два этюда разного характера, например: этюды И.Грабе, Р.Крейцера, Ф.Симандля;

- I или II-III части сонаты или концерта например, концерты Э.Штерха,

Ф. Симандля, сонаты Б.Марчелло, А.Ариости, А.Корелли и т.д.

— одно произведение малой формы средней трудности русского или советского автора, например: А.Васильев, Мелодия; П.Чайковский, Ноктюрн; К.Молдобасанов  «Веселы танец», Юмореска;

— Кроме того поступающий должен знать все основные позиции и первые позиции большого пальца, все основные штрихи; играть двух- и трех-октавные гаммы и арпеджио в умеренном темпе.

 Примерные требования по коллоквиуму, сольфеджио и гармонии см. в соответствующих разделах специальности «фортепиано».

Вступительные требования по музыкально-теоретическим дисциплинам.

 

Сольфеджио:

Устно

  • пение звукорядов в тональностях от 1 до 5 ключевых знаков: гаммы двух видов мажора и трех видов минора, хроматическая гамма мажора вверх и вниз, хроматическая гамма минора вверх; всех видов трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешениями, а также гармонических оборотов, включающих до шести аккордов;
  • пение с листа одноголосной мелодии в мажоре или миноре с хроматическими (альтерированными) изменениями ступеней, возможными отклонениями и модуляцией в родственные тональности, в простых и сложных размерах, с различными ритмическими трудностями; двухголосных примеров гармонического или полифонического склада, включающих хроматизмы, отклонения (один голос играть, другой петь);

Примерная степень трудности: А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин  «Одноголосное сольфеджио», №№ 88, 156; Б. Калмыков, Г. Фридкин «Сольфеджио». Двухголосие, ч. II, №№ 211,223.

Гармония:

Устно

  • выполнение заданий на фортепиано: игра модуляций в тональности I степени родства в форме периода (для выполнения модуляции абитуриенту может быть предложен начальный гармонический оборот); игра секвенций тональных и модулирующих (2-4 аккорда в звене);
  • гармонический анализ с листа произведений различных стилей. Характер гармонического языка не должен превышать следующий уровень сложности: Л. Бетховен — сонаты; П. И. Чайковский — «Времена года»; М. И. Глинка, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов;
  • ответы на вопросы по курсу гармонии, возможные в связи с выполнением перечисленных заданий.