Специализация «Оркестровые струнные инструменты»
Поступающий должен:
а) исполнить подготовленную программу, по степени трудности соответствующую выпускной программе музыкального училища или средней специальной музыкальной школы которая состоит из:
а) 1. Полифония (И.С.Бах)
- Крупная форма (концерт, соната, фантазии)
- Виртуозная пьеса.
- Кантилена.
- Произведение кыргызского композитора.
б) Этюд или каприс.
в) Гамма, арпеджио, двойные ноты.
г) показать владение всеми видами гамм и арпеджио (см. конкретные требования для каждого инструмента) исполнение – по выбору комиссии;
Исполнение программы
СКРИПКА
Поступающий должен исполнить: два этюда, один на различные виды штрихов, другой для беглости пальцев или двойных нотах, например, из сборников этюдов: А.Лядов, 24 этюда с фортепиано; 24 каприса; Я.Донт, ор.35; этюды П.Гавинье, Р.Крейцера, Н.Паганини, Г.Венявского, а также советских композиторов: А.Грозовского, В.Шера, К. Мостраса, К. Родионова и др.
— две части из сонат или партит для скрипки соло И.С.Баха (одну подвижную, другую медленную);
-1 или II-III части концерта, например: Г.Венявский, Концерт № 2, К.Сенс-Санса, Концерт № 3, Ф. Мендельсона, П.Чайковского, С.Прокофьева, Д.Кабалевского, А.Хачатуряна и др.
— три произведения малой формы русского, советского или зарубежного композитора (одно кантиленное, другое подвижное) и произведения кыргызских композиторов;
Кроме того, поступающий должен уметь играть все виды гамм и арпеджио (гаммы трех октавные в терциях, секстах, октавах и децимах) в умеренном темпе.
А Л Ь Т
Поступающий должен исполнить: два этюда, один из них на двойные ноты, например, этюды Б. Кампаньоли, И.Палашко (ор.77). Р.Крейцера, М.Териана;
— одну-две части из сонат или партит для скрипки соло И.С.Баха в переложении для альта, например: Аллеманда и Куранта из партиты № 3, Сарабанда из партиты № 1, Адажио из сонаты № 1;
- 1 или I –III часть сонаты или концерта, например: концерты Г.Генделя, Й.Гайдна, И.С.Баха, С. Форстайта, И.Хондошкина, Соната М.Глинки, сонаты Л.Боккерини;
— одно произведение малой формы, например: А.Александров, Ария; Л.Бетховен, Адажио; Б.Барток, «Вечер в деревне»; Э.Григ, Элегия; С.Прокофьев, Танец антильских девушек; С.Рахманинов, Серенада; П.Чайковский, Подснежник; Д.Шостакович, Романс. Пьесы кыргызских композиторов.
Кроме того, поступающий должен уметь играть все виды гамм и арпеджио (гаммы трехоктавные в терциях, секстах, октавах) в умеренном темпе.
ВИОЛОНЧЕЛЬ
Поступающий должен исполнить: два этюда, один на различные виды штрихов, другой в двойных нотах, например, из сборников этюдов: Ж.Дюпора, Ф.Грюпмахера, Д.Поппера или сборника под ред. С.Козолупова и др.
- две части из сюит для виолончели соло И.С.Баха (одну подвижную, другую медленную).
- одно произведение малой формы, например: А.Арутюнян, Экспромт; Л.Боккерини, Рондо; С.Рахманинов, Вокализ; П.Чайковский, Ноктюрн; Ю.Шапорин, Пьесы; Д.Шостакович, Адажио; М.Бегалиев, Элегия;
- I или II-III части концерта средней трудности или сонату, например: концерты Д.Кабалевского, К.Сенс-Санса, Й Гайдна (До мажор, Ре мажор).
- Кроме того поступающий должен уметь играть все виды гамм и арпеджио (гаммы трехоктавные – терции, сексты, октавы – до четвертой позиции) в умеренном темпе.
КОНТРАБАС
Поступающий должен исполнить: два этюда разного характера, например: этюды И.Грабе, Р.Крейцера, Ф.Симандля;
- I или II-III части сонаты или концерта например, концерты Э.Штерха,
Ф. Симандля, сонаты Б.Марчелло, А.Ариости, А.Корелли и т.д.
— одно произведение малой формы средней трудности русского или советского автора, например: А.Васильев, Мелодия; П.Чайковский, Ноктюрн; К.Молдобасанов «Веселы танец», Юмореска;
— Кроме того поступающий должен знать все основные позиции и первые позиции большого пальца, все основные штрихи; играть двух- и трех-октавные гаммы и арпеджио в умеренном темпе.
Примерные требования по коллоквиуму, сольфеджио и гармонии см. в соответствующих разделах специальности «фортепиано».
Вступительные требования по музыкально-теоретическим дисциплинам.
Сольфеджио:
Устно
- пение звукорядов в тональностях от 1 до 5 ключевых знаков: гаммы двух видов мажора и трех видов минора, хроматическая гамма мажора вверх и вниз, хроматическая гамма минора вверх; всех видов трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешениями, а также гармонических оборотов, включающих до шести аккордов;
- пение с листа одноголосной мелодии в мажоре или миноре с хроматическими (альтерированными) изменениями ступеней, возможными отклонениями и модуляцией в родственные тональности, в простых и сложных размерах, с различными ритмическими трудностями; двухголосных примеров гармонического или полифонического склада, включающих хроматизмы, отклонения (один голос играть, другой петь);
Примерная степень трудности: А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин «Одноголосное сольфеджио», №№ 88, 156; Б. Калмыков, Г. Фридкин «Сольфеджио». Двухголосие, ч. II, №№ 211,223.
Гармония:
Устно
- выполнение заданий на фортепиано: игра модуляций в тональности I степени родства в форме периода (для выполнения модуляции абитуриенту может быть предложен начальный гармонический оборот); игра секвенций тональных и модулирующих (2-4 аккорда в звене);
- гармонический анализ с листа произведений различных стилей. Характер гармонического языка не должен превышать следующий уровень сложности: Л. Бетховен — сонаты; П. И. Чайковский — «Времена года»; М. И. Глинка, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов;
- ответы на вопросы по курсу гармонии, возможные в связи с выполнением перечисленных заданий.