Экзамен по специальности для поступающих на фортепианный факультет состоит из следующих разделов: исполнение программы, коллоквиум, сольфеджио (письменно, устно), гармония (письменно и устно).
ИСПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Поступающий должен исполнить:
1). одно полифоническое произведение в оригинале русского, зарубежного или композитора СНГ.
2). I или II-III части сонаты или концерта.
3). одно произведение свободной формы, например: баллады Ф.Шопена, рапсодии Ф.Листа и др.
4). два виртуозных произведения (на пальцевую и крупную технику).
По степени трудности программа должна соответствовать выпускной программе музыкального училища или средней специальной музыкальной школы.
КОЛЛОКВИУМ
Коллоквиум выявляет культурный уровень абитуриентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, навыки чтения нот с листа, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.
Вступительные требования по музыкально-теоретическим дисциплинам.
Сольфеджио:
Устно
- пение звукорядов в тональностях от 1 до 5 ключевых знаков: гаммы двух видов мажора и трех видов минора, хроматическая гамма мажора вверх и вниз, хроматическая гамма минора вверх; всех видов трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешениями, а также гармонических оборотов, включающих до шести аккордов;
- пение с листа одноголосной мелодии в мажоре или миноре с хроматическими (альтерированными) изменениями ступеней, возможными отклонениями и модуляцией в родственные тональности, в простых и сложных размерах, с различными ритмическими трудностями; двухголосных примеров гармонического или полифонического склада, включающих хроматизмы, отклонения (один голос играть, другой петь);
Примерная степень трудности: А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин «Одноголосное сольфеджио», №№ 88, 156; Б. Калмыков, Г. Фридкин «Сольфеджио». Двухголосие, ч. II, №№ 211,223.
Гармония:
Устно
- выполнение заданий на фортепиано: игра модуляций в тональности I степени родства в форме периода (для выполнения модуляции абитуриенту может быть предложен начальный гармонический оборот); игра секвенций тональных и модулирующих (2-4 аккорда в звене);
- гармонический анализ с листа произведений различных стилей. Характер гармонического языка не должен превышать следующий уровень сложности: Л. Бетховен — сонаты; П. И. Чайковский — «Времена года»; М. И. Глинка, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов;
- ответы на вопросы по курсу гармонии, возможные в связи с выполнением перечисленных заданий.