Музыковедение и композиция

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ  «МУЗЫКОВЕДЕНИЕ»

Предварительный творческий отбор для поступающих по специальности «музыковедение» включает письменную работу по гармонии и сольфеджио (требования см. ниже).

Конкурсный экзамен состоит из следующих разделов:

  1. Письменный реферат
  2. Гармония и сольфеджио (устно)
  3. Коллоквиум
  4. Музыкальная литература
  5. Фортепиано

 

ПИСЬМЕННЫЙ РЕФЕРАТ

Абитуриент должен написать в классе работу на предложенную экзаменационной комиссией тему. Объем реферата не менее 3-4 рукописных страниц; время написания – 4 часа.

С целью выявления для музыковеда кругозора, широты его профессиональных интересов и умения логично излагать свои мысли темы рефератов должны предполагать различные жанровые решения, например: монографический очерк; обобщенная характеристика определенного жанра в конкретную историческую эпоху: анализ отдельного музыкального произведения и т.п. Каждая из тем может быть представлена как в виде аналитической работы, так и в виде вступительного слова к концерту, текста лекций, радиопередачи и других жанров.

Примерные образцы тем рефератов:

  1. Творчество И. С.Баха и современность.
  2. Симфонические поэмы Ф.листа.
  3. Развитие сонатной формы в творчестве композиторов ХIХ века.
  4. А.Скрябин и С.Рахманинов: сравнительная характеристика творчества.
  5. Творческий портрет Д.Шостаковича.
  6. Проблемы развития советской эстрадной музыки.
  7. Песня в годы Великой Отечественной войны.
  8. Методы проверки музыкального слуха поступающих в ДМШ.
  9. Формообразующие средства классической гармонии.
  10. Историческая эволюция рондо.

 

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Абитуриент должен знать основные этапы развития и наиболее значительные явления музыкальной культуры народов СССР и зарубежных стран, музыкальную литературу (по прилагаемому списку), хорошо ориентироваться в учебной, музыковедческой и критической литературе по рассматриваемым вопросам.

Список музыкальных произведений.

1.Зарубежная музыкальная литература.

— Бах И. С. Прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» — (2-3 по выбору). Органная токката и фуга ре минор. Хроматическая фантазия и фуга. Месса си минор (отдельные части).

— Берлиоз Г. Фантастическая симфония.

— Бетховен Л. Симфонии № 3,4,6,9 Увертюра «Эгмонт». Сонаты для фортепиано № 5,8,14,17,21,23 (ч.1).

— Бизе Ж. Опера «Кармен»: вступление, хор мальчиков, хор работниц, Хабанера, Сегидилья из 1 действия; цыганская песня, ария Хозе из II действия; антракт, гадание из III действия; антракт, заключительный дует из IV действия. Две сюиты из музыки к драме А.Додэ «Арлезианка».

— Брамс И. Симфония № 4 ми минор. Пьесы для фортепиано (соч.117-119).

— Вагнер Р. Увертюра к опере «Тангейзер». Вступление к опере «Лоэнгрин». Отрывки из тетралогии «Кольцо нибелунга» ( «Полет валькирий», «Траурный марш»)

— Вебер К. Опера «Вольный стрелок»: увертюра, народные сцены из I и III действия, ария Макса, ария Агаты, сцена в Волчьей Долине.

— Верди Д. Опера «Риголетто»: Вступление, баллада Герцога, ария Джильды, хор «Тише, тише» из 1 действия; сцена и ария Риголетто из II действия; песенка Герцога и Квартет из III действия. Опера «Травиата»: вступление, ария Виолетты из I действия: ария Жермона из II действия; финал III действия; ария Виолетты из IV действия. Опера «Аида»: вступление, романс Радамеса, ария Аиды из 1 действия; сцена и дуэт Аиды и Амнерис, марш из II действия; заключительные дуэт Аиды и Радамеса.

— Глюк Х. Опера «Орфей»: хор пастухов и пастушек из 1 акта; сцена Орфея с фуриями. Мелодия из II акта; ария Орфея «Потерял я Эвридику» из III акта. Сюита «Пер Гюнт» (№ 1 и № 2). Норвежские танцы, фортепианные миниатюры, романсы и песни (по выбору).

— Дворжак А. Симфония № 9 «Из нового Света, Славянские танцы (203 по выбору).

— Дебюсси К. прелюдии для фортепиано.

— Лист Ф. Симфоническая поэма «Прелюды». Рапсодии (по выбору). «Годы странствий» 2-3 пьесы по выбору.

— Мендельсон Ф. Увертюра и Скерцо из музыки к комедии В.Шекспира «Сон в летнюю ночь». Концерт для скрипки с оркестром.

— Моцарт В. Опера «Свадьба Фигаро», увертюра, дует Фигаро и Сюзанны, ария Фигаро, трио, ария Графини, ария Керубино, финал 1 действия; ария Барбарины, финал II действия. Опера «Дон Жуан»: увертюра, интродукция, ария Эльвиры, ария Лепорелло (со свитком), дуэт и хор крестьян, дуэт Церлины и Дон Жуана, ария Донны Анны, ария Дон Жуана (с шампанским), ария Церлины, финал 1 действия; серенада Дон Жуана, секстет, сцена на кладбище, финал II действия, Симфония № 40,41. Соната для фортепиано Ля мажор.

— Фантазия и соната для фортепиано до минор.

— Равель М. Болеро.

— Россини Д. Опера «Севильский цирюльник»: увертюра, интродукция, каватина Фигаро, каватина Розини, ария Базилио (о клевете), финал 1 действия: квинтет «Доброй ночи», терцет «Тише, тише» из II действия.

— Сметана Б. Опера «Проданная невеста»: хор «Как нам не веселиться», ариозо Маженки, полька из 1 действия; ариозо Вашека, дуэт Кепала и Еника, фуриант из II действия; ариозо Вашека, галоп из III действия. Симфоническая поэма «Влтава».

— Шопен Ф. Мазурки (3-4 по выбору), ноктюрны, этюды (2-3 по выбору), полонезы (1 по выбору), вальсы (2-3 по выбору). Баллада № 1. Соната № 2 или № 3.

— Шуберт Ф. Симфония си минор ( «Неоконченная»). Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»: В путь, «Куда», «Нетерпение», «Охотник», Мельник и ручей», «Колыбельная ручья», вокальный цикл «Зимний путь», «Спокойно спи», «Весенний сон», «Шарманщик», песни: «Маргарита за прялкой», «Лесной царь», «Полевая розочка», «Двойник». Фортепианный цикл «Карнавал». Вокальный цикл», «Любовь поэта»,» В сияньи теплых майских дней», «Я не сержусь», «Во сне я горько плакал».

  1. Русская музыкальная литература

— Алябьев А. песни «Иртыш», «Зимняя дорога».

— Балакирев М. Восточная фантазия «Исламей». Увертюра на темы трех русских народных песен. Симфоническая поэма «Тамара».

— Бородин А. Опера «Князь Игорь»: увертюра, хор «Слава», сцена затмения из пролога: песня Галицкого, хор девушек, хоры бояр 1 действия; каватина Кончаковны, ария Игоря, ария Кончака, Половецкие пляски из II действия, плачь Ярославны, хор поселян из IV действия. Симфония № 2 «Богатырская». Романсы и песни.

— Варламов А. Романсы:  «Красный сарафан», «На заре ты ее не буди», «Белеет парус одинокий».

— Глазунов А. Симфония № 5

— Глинка М. Опера «Иван Сусанин»: увертюра, хор «Родина моя», речитатив Сусанина «Что гадать о свадьбе», трио «Не гадать о свадьбе, трио „Не томи, родимый“, хор гребцов из1 действия; полонез, краковяк, мазурка из II действия; песни Вани, квартет, свадебный хор, романс Антониды из III действия; сцена и ария Вани, сцена и ария Сусанина из IV действия; хор «Славься». Опера «Руслан и Людмила»: увертюра, интродукция; каватина Людмилы, сцена и ария Руслана из II действия; персидский хор, каватина Гореславны, ария и сцена Ратмира из III действия; марш Черномора из IV действия; хор «Не проснется птичка утром», «Ах ты свет-Людмила» из V действия. Камаринская, Вальс-фантазия, Романсы. Песни: «Матушка-голубушка», «Домик-крошечка», «Разлука».

— Даргомыжский А. Опера «Русалка»: ария мельника, два соло Наташи из Трио ( «Ах, прошло то время», «Ласковым ты словом»), три народных хора, сцена и дуэт Наташи и Князя из 1 действия; свадебный хор, хор «Сватушка», песня «По камушкам» из II действия; каватина Князя, дуэт Князя и Мельника из III действия, хор русалок, анданте «Ты нежнее к нему приласкайся, мой друг» из IV действия. Романсы и песни.

— Лядов А. Восемь русских народных песен. Волшебное озеро. Кикимора.

— Мусоргский М. Опера «Борис Годунов» вступление, хор «На кого ты нас покидаешь», монолог Бориса, хор «Слава» из пролога; монолог Пимена и Самозванца из1 действия; монолог Бориса из II действия; ария Марины, дуэт Марины и Самозванца из III действия; хор «Кормилец-батюшка», песня Юродивого, прощание Бориса с Сыном и сцена смерти Бориса, хоры «То не сокол летит по понебесью», «Расходилась, разгулялась» из IV действия. Опера 2Хованщина: вступление ( «Рассвет на Москве-реке»), песня Марфы «Исходила младешенька», гадание Марфы, хор стрельцов. Фортепианный цикл  «Картинки в с выставки». Вокальный цикл «песни и пляски смерти», песни.

— Рахманинов С. Прелюдии соч. 23,32 (5-6 по выбору). Этюды картины соч. 33,39 (по выбору). Концерты для фортепиано с оркестром № 2,3. Романсы. Революционные песни.

— Римский-Корсаков Н. Опера «Снегурочка»- вступление, песни и пляски птиц, ария и ариетта Снегурочки, ариетта Купавы, свадебный обряд их1 действия; сцена царя с купавой, шествие Берендеев, каватина Берендея из 2 действия; хор «Ай во поле липенька», третья песня Леля, ариозо Снегурочки, сцена Снегурочки и Мизгиря изIII действия; вступление, сцена Снегурочки с Весной, сцена таяния Снегурочки и заключительный хор из IV действия. Опера «Садко»: вступление, речитатив и ария Садко из 1-й картины; 2-я картина (полностью); ария Любавы из 2-й картины; песни гостей, хор «высота» из 4-й картины: ария садко из 5-й картины; колыбельная Волховы из 7-1 картины. Опера «Царская невеста»: ария Грязного, хоры «Слава» и «Как за реченькой яр-хмель», песня Любаши, трио и дуэт из 1 действия, ария Марфы, квартет, сцена Любаши с Бомелием из II действия; IV действия (полностью). Опера «Золотой петушок»: вступление и шествие, ария Шемаханской царицы. Симфоническая сюита «Шахеразада».

— Рубинштейн А. Опера «Демон»: хор «Ходим мы к Арагве светлой» из 2-й картины 1 действия, хор «Ноченька» из 3-й картины 1 действия; романсы Демона «Не плачь, дитя» и «На воздушном океане» из II действия; романс Тамары «Ночь тиха», ариозо демона «Я тот, которому внимал» из III действия. Русские народные песни (5-6 по выбору).

— Скрябин А. Прелюдия соч.II (5-6 по выбору). Этюды соч.8 (по выбору). Симфония № 3.

— Танеев С. Симфония до минор. Романсы.

— Чайковский П. Опера «Евгений Онегин»: вступление, дуэт Татьяны и Ольги, хоры крестьян, ариозо Ленского из картины; 2-я картина (полностью); хор девушек, ария Онегина из 3-й картины; вальс, мазурка, сцена ссоры из 4-й картины; ария Ленского, сцена дуэли из 5-1 картины; полонез, ария Германа, ариозо Германа «Я имени не знаю», баллада Томкого из 1-й картины; дуэт Лизы и Полины, романсы Полины, ариозо Лизы, ариозо Германа из 2-й картины; ария Елецкого из 3-й картины; 4-я картина (полностью); сцена и ария Лизы из 6-й картины: ария Германа, заключительная сцена и финал 7-й картины. Симфония № 1,4. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. Романсы (5-6 по выбору).

  1. МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА (МУЗЫКА НАРОДОВ СНГ)

— Бабаджанян А. Героическая баллада для фортепиано с оркестром.

— Баланчивадзе А. Концерт для фортепиано с оркестром № 3

— Бальсис Э. Оратория» Не троньте синий глобус»

— Глиэр Р. Балет «Красный цветок», Концерт для голоса с оркестром.

— Гаджибеков У. Опера «Кер-оглы».

— Дварионас Б. Концерт для скрипки с оркестром.

— Жиганов. Опера «Джалиль»

— Кабалевский Д. Опера «Семья Тараса»: песня «У старой околицы», партизанская песня «Ой леса непроглядные», ария Тараса из 2 действия. Опера «Кола Брюньон».

— Караев К. Балет «Семь красавиц». 24 прелюдии для фортепиано (2-3 по выбору).

— Массовые песни композиторов СНГ.

— Мейтус Ю. Опера «Молодая гвардия».

— Мясковский Н. Симфония № 5,21,27.

— Палиашвили З. Опера «Даиси».

— Песни Великой Отечественной войны.

— Песни Великой Октябрьской социалистической революции.

— Песни гражданской войны.

— Прокофьев С. Кантата «Александр невский». Опера «Война и мир»: сцена в Отрадном, вальс Наташи, ария Кутузова. Балет «Ромео и Джульетта»: «Улица просыпается», «Джульетта-девочка», «Меркуцио», «Монтекки и Капулетти», «Патер Лоренцо», «Ромео и Джульетта перед разлукой». Симфонии № 1,7.

— Ревуцкий Л. Симфония № 2.

— Свиридов Г. Поэма «Памяти Сергея Есенина». Вокальный цикл на стихи Р.Бернса.

— Тактакишвили О. Опера «Миндия». Оратория «По следам Раставели».

— Тормис В. Песни Яанова дня.

— Тулебаев М. Опера «Биржан и Сара».

— Хачатурян А. Концерт для скрипки с оркестром. Фрагменты из балета «Гаянэ».

— Хренников Т. Опера «В бурю»: партизанская песня из 1-й картины, хор «Антоновцы пришли» из 3-й картины, сцена Наташи из 4-й картины, сцена убийства Флора, песня Леньки из 6-1 картины.

— Цинцадзе С. Квартет № 4.

— Шапорин Ю. Оратория «На поле Куликовом»: ариозо Дмитрия Донского, хор-театр «Идут века».

— Шебалин В. Опера «Укращение строптивой».

— Шостакович Д. Симфония № 5,7,11. Фортепианный квинтет. Десять хоровых поэм.

— Щедрин Р. балет «Конёк-горбунок».

— Юдаков С. опера «Проделки Майсары».

 

КОЛЛОКВИУМ

Коллоквиум выявляет уровень общекультурной и мировоззренческой подготовки поступающего, осведомленность в области смежных видов искусств, эрудицию в области музыкального искусства, знание важнейших трудов СНГ и зарубежных музыковедов, работ известных музыкальных критиков, современной периодической печати и проблематики музыки СНГ. Знание литературы по вопросам теории, истории музыки, педагогики, проверяется в зависимости от интересов поступающего.

Для поступления на музыковедческий факультет абитуриенту необходимо проявить умение ориентироваться в вопросах современной музыкальной жизни, самостоятельно мыслить и оценивать явления действительности, культуры и искусства.

 Литература к коллоквиуму

Асафьев Б. Избранные труды т.II, IV. М.1954-55

Луначаркий А. В мире музыки. Статьи и речи. М. 1977

Римский-Корсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни. М. 1980.

Серов А. Избранное, статьи. М. 1957

Соллертинский И. музыкально-исторические этюды, т. I. М. 1963.

Цукерман В. Музыкально-исторические очерки и этюды. М., 75г.

Чайковский П. Музыкально-критические статьи / Пол.соб.соч./.

Литературные произведения и переписка, т.8.М., 1971.

Шуман Р. Избранные статьи о музыке., 1956.

 

Приемные требование по фортепиано см. в соответствующем разделе специализации «Дирижирование академическим хором».

Вступительные требования по музыкально-теоретическим дисциплинам.

 

 Сольфеджио:

 Устно

  • пение звукорядов в тональностях от 3 до 7 ключевых знаков: гаммы двух видов мажора и трех видов минора, хроматическая гамма мажора вверх и вниз, хроматическая гамма минора вверх; всех видов трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешениями, а также модуляции в I,II,III степени родства
  • пение с листа одноголосной мелодии в мажоре или миноре с хроматическими (альтерированными) изменениями ступеней, возможными отклонениями и модуляцией в родственные тональности, в простых и сложных размерах, с различными ритмическими трудностями; двухголосных примеров гармонического или полифонического склада, включающих хроматизмы, отклонения (один голос играть, другой петь);

Примерная степень трудности: А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин  «Одноголосное сольфеджио», №№ 88, 156; И. Способин. «2х и 3х голосное Сольфеджио». №№ 72,89.

 Гармония:

 Устно

  • выполнение заданий на фортепиано: игра модуляций (постепенной) в тональности I,II,III степени родства в форме периода (для выполнения модуляции абитуриенту может быть предложен начальный гармонический оборот); игра модуляций (энгармонической) через D7.
  • гармонический анализ с листа произведений различных стилей. Характер гармонического языка не должен превышать следующий уровень сложности: Л. Бетховен — сонаты; П. И. Чайковский — «Времена года»; М. И. Глинка, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов;
  • ответы на вопросы по курсу гармонии, возможные в связи с выполнением перечисленных заданий.

Вступительные требования для абитуриентов по предмету «Общее фортепиано»

 Исполнение программы.

 Поступающий должен исполнить:

  • Одно полифоническое произведение в оригинале русского, зарубежного или композитора СНГ.
  • 1 или 2-3 части сонаты, вариации
  • Одно произведение свободной формы


СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «КОМПОЗИЦИЯ»

Предварительный творческий отбор для поступающих на композиторское отделение включает написание творческой работы в классе.

Поступающий должен написать сочинение на предложенную тему (небольшие вариации, обработка народной песни, прелюдии и т.д.). Время написания – 5 часов. Работа выполняется без инструмента.

 Конкурсный экзамен для поступающих на композиторское отделение состоит из следующих разделов:

  1. Показ собственных сочинений
  2. Коллоквиум
  3. Гармония (письменно, устно)
  4. Фортепиано

 

ПОКАЗ СОБСТВЕННЫХ СОЧИНЕНИЙ

Поступающий должен: предоставить свои сочинения, свидетельствующие о наличии необходимых профессиональных творческих данных и навыков формирования образно-тематического материала. 

На экзамен представляются как инструментальные, так и вокальные хоровые и сольные произведения (в том числе обработки народных песен).

 

КОЛЛОКВИУМ

Коллоквиум включает в себя:

а) проверку слуховых навыков:

б) знание элементарной теории музыки, инструментоведения, музыкальной литературы в объеме курса музыкального училище;

в) проверку навыков аналитической работы (комплексный анализ сочинения небольшого объема – сонатина, романс, песня и др.)

Коллоквиум выявляет также эрудицию абитуриентов в области музыкального искусства и смежных искусств, знание наиболее известных произведений русской, зарубежной, советской классики, основных тенденций в современном советском и зарубежном музыкальном искусстве.

Вступительные требования по музыкально-теоретическим дисциплинам.

 

 Сольфеджио:

 Устно

  • пение звукорядов в тональностях от 3 до 7 ключевых знаков: гаммы двух видов мажора и трех видов минора, хроматическая гамма мажора вверх и вниз, хроматическая гамма минора вверх; всех видов трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешениями, а также модуляции в I,II,III степени родства
  • пение с листа одноголосной мелодии в мажоре или миноре с хроматическими (альтерированными) изменениями ступеней, возможными отклонениями и модуляцией в родственные тональности, в простых и сложных размерах, с различными ритмическими трудностями; двухголосных примеров гармонического или полифонического склада, включающих хроматизмы, отклонения (один голос играть, другой петь);

Примерная степень трудности: А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин  «Одноголосное сольфеджио», №№ 88, 156; И. Способин. «2х и 3х голосное Сольфеджио». №№ 72,89.

 Гармония:

 Устно

  • выполнение заданий на фортепиано: игра модуляций (постепенной) в тональности I,II,III степени родства в форме периода (для выполнения модуляции абитуриенту может быть предложен начальный гармонический оборот); игра модуляций (энгармонической) через D7.
  • гармонический анализ с листа произведений различных стилей. Характер гармонического языка не должен превышать следующий уровень сложности: Л. Бетховен — сонаты; П. И. Чайковский — «Времена года»; М. И. Глинка, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов;
  • ответы на вопросы по курсу гармонии, возможные в связи с выполнением перечисленных заданий.

Вступительные требования для абитуриентов по предмету «Общее фортепиано»

 Исполнение программы.

 Поступающий должен исполнить:

  • Одно полифоническое произведение в оригинале русского, зарубежного или композитора СНГ.
  • 1 или 2-3 части сонаты, вариации
  • Одно произведение свободной формы