Дирижирование

Специализация «ОПЕРНО-СИМФОНИЧЕСКОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ»

Предварительный творческий отбор для поступающих на отделение оперно-симфонического дирижирования включает самостоятельную работу абитуриента с оркестром.

Поступающий должен:

— подготовит в течении 30 минут и продирижировать несложное симфоническое произведение: часть симфонии, сюиты и др. (например Бизе, часть из сюиты «Арлезианка»; Чайковский, Сюита № 1).

Конкурсный экзамен состоит из следующих разделов:

  1. Исполнение программы
  2. Коллоквиум
  3. Сольфеджио и гармония (письменно и устно)
  4. Фортепиано

Исполнение программы

Поступающий должен:

- продирижировать двумя симфоническими произведениями, 

 контрастными по темпу и характеру (в исполнении на фортепиано);

— исполнить два-три произведения на любом инструменте, кроме фортепиано.

Примерный список произведений для дирижирования под фортепиано:

  • Бетховен Л. Симфония» 1,2,4,7 (1 или 2 части); %, (2 часть)
  • Увертюры: Кориолан»;» №Эгмонт».
  • Бородин А. Симфония № 2 (1,3, и 4 части).
  • Увертюра и половецкие пляски из оперы «Князь Игорь».
  • Брам И. Симфония № 1,4 (1 и 2 части).
  • Вагнер К. Увертюры к операм «Оберон», «Эврианта», «Вольный стрелок».
  • Гайдн Й. Симфонии (по выбору)
  • Глазунов А. Симфонии № 1,5,6 (часть 1)
  • Калинников В. Симфонии № 1 (часть 1 и 2).
  • Лист Ф. Симфонические поэмы «Прелюды», «Тассо».
  • Мендельсон Ф. Симфонии № 3 (части 1 и 2,4)
  • Увертюры: «Фингалова пещера», «Рюи Блаз».
  • Моцарт В. Симфонии (по выбору, части 1 и 2); увертюры
  • Мусоргский М. Выступление к опере «Хованщина» ( «Рассвет на Москве- реке»).
  • Мясковский Н. Симфония № 27 (часть 2).
  • Прокофьев С. Симфония № 7 (часть2).
  • Римский-Корсаков Н. «Испанское каприччио».
  • Хачатурян А. Сюиты из балетов «Спартак», «Гаянэ».
  • Чайковский П. Симфонии № 1,2,5 (части 1 и 2), Серенада для струнного оркестра.
  • Шостакович Д. Праздничная увертюра.
  • Шуберт ЫФ. Симфонии № 4,5,8 (части 1 и 2).

Примерный список произведений для дирижирования оркестром:

  • Бетховен Л. Симфония 1 (части 1 и 2), 2 (часть 2).
  • Увертюра «Прометей».
  • Бизе Ж. Сюита из музыки к пьесе А.Доде «Арлезианка» (отдельные части).
  • Гайдн Й. Симфонии (отдельные части).
  • Мендельсон Ф. Симфонии № 3,4 (часть 2). Увертюра «Фингалова пещера».
  • Моцарт В. Симфонии (отдельные части), увертюры.
  • Прокофьев С. Симфонии № 1 (части 1 и2).
  • Чайковский П. Симфония № 1 (часть 2), Сюиты из балетов (отдельные части), Сюита № 1 (отдельные части).
  • Шуберт Ф. Симфонии № 4,5,8 (отдельные части), Увертюра «Розамунда».

КОЛЛОКВИУМ

Структура коллоквиума для поступающих на отделение оперно- симфонического дирижирования аналогична структуре этого вида испытания на фортепианном и струнном факультетах. Содержание вопросов 2-1 группы, выявляющих уровень профессиональной подготовки абитуриента, должно включать:

— знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки;

— знания литературы по своей специальности, партитуры и инструментов симфонического оркестра (тембр, объем, регистры, транспорт, основные выразительные средства);

— умение проанализировать произведения, подготовленные для экзамена по дирижированию и сыграть с листа отрывок несложной симфонической партитуры.

Список музыкальной литературы, знание которой необходимо для коллоквиума по специальности:

  • Барток Б. Румынские танцы. Концерт для оркестра.
  • Бах И. С. Два Брандербургских концерта (по выбору).
  • Берлиоз Г. Фантастическая симфония.
  • Бетховен Л. Симфонии № 1-9. Увертюры: Кориолан», «Эгмонт», «Леонора» № 3, «Прометей». Концерты: для фортепиано с оркестром (по выбору), для скрипки с оркестром.
  • Бизе Ж. Опера «Кармен», Две сюиты из музыки к драме А.Доде «Арлезианка».
  • Бородин А. Опера «Князь Игорь»; Симфония № 2.
  • Брамс И. Симфония (по выбору).
  • Вагнер Р. Увертюры к операм:»Тангейзер», «Летучий голландец», «Риенции», «Нюрнбергские мейстерзингеры», выступления к операм «Тристан и Изольда», «Лоэнгрин».
  • Вебер К. Увертюры к операм: «Вольный стрелок», «Оберон», «Эврианта».
  • Верди Д. Оперы (две по выбору).
  • Гайдн Й. Симфонии (три по выбору).
  • Глазунов А. Симфонии № 4,5,6: Торжественная увертюра, Симфоническая поэма «Степан Разин», Сюита из балета «Раймонда», Концерт для скрипки с оркестром.
  • Глинка М. Оперы: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Камаринская», Испанские увертюры, Вальс-фантазия.
  • Гуно Ш. Опера «Фауст».
  • Даргомыжский А. Опера «Русалка».
  • Дворжак А. Симфония № 9. «Из нового света».
  • Дебюсси К. Одно из произведений (по выбору).
  • Кабалевский Д. Сюита из оперы «Кола Брюньон», Концерт для скрипки с оркестром.
  • Калинников В. Симфония № 1.
  • Лист Ф. Симфонические поэмы «Прелюды», «Тассо», Концерт для фортепиано с оркестром № 1.
  • Лядов А. Восемь русских народных песен. Пьесы для симфонического оркестра (одна по выбору).
  • Мендельсон Ф. Симфония № 3,4. Увертюры: «Фингалова пещера», «Рюи Блаз», «Сон в летнюю ночь», Концерт для скрипки с оркестром.
  • Моцарт В. Симфония № 39,40,41, Маленькая ночная серенада. Увертюры к операм: «Похищение из Сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта». Одна из опер полностью (по выбору).
  • Мусоргский М. Оперы: «Борис Годунов», «Хованщина». Ночь на Лысой горе. Романсы (по выбору).
  • Мясковский Н. Симфонии (одна по выбору).
  • Прокофьев С. Симфония (одна по выбору). Сюиты из балета «Ромео и Джульетта». Кантата «Александр невский».
  • Равель М. Одно из произведений (по выбору)
  • Рахманинов С. Симфонические танцы или одна из симфоний. Концерт дл фортепиано с оркестром (по выбору).

Вступительные требования по музыкально-теоретическим дисциплинам.

 

 Сольфеджио:

 Устно

  • пение звукорядов в тональностях от 3 до 7 ключевых знаков: гаммы двух видов мажора и трех видов минора, хроматическая гамма мажора вверх и вниз, хроматическая гамма минора вверх; всех видов трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешениями, а также модуляции в I,II,III степени родства
  • пение с листа одноголосной мелодии в мажоре или миноре с хроматическими (альтерированными) изменениями ступеней, возможными отклонениями и модуляцией в родственные тональности, в простых и сложных размерах, с различными ритмическими трудностями; двухголосных примеров гармонического или полифонического склада, включающих хроматизмы, отклонения (один голос играть, другой петь);

Примерная степень трудности: А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин  «Одноголосное сольфеджио», №№ 88, 156; И. Способин. «2х и 3х голосное Сольфеджио». №№ 72,89.

 Гармония:

 Устно

  • выполнение заданий на фортепиано: игра модуляций (постепенной) в тональности I,II,III степени родства в форме периода (для выполнения модуляции абитуриенту может быть предложен начальный гармонический оборот); игра модуляций (энгармонической) через D7.
  • гармонический анализ с листа произведений различных стилей. Характер гармонического языка не должен превышать следующий уровень сложности: Л. Бетховен — сонаты; П. И. Чайковский — «Времена года»; М. И. Глинка, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов;
  • ответы на вопросы по курсу гармонии, возможные в связи с выполнением перечисленных заданий.

Вступительные требования для абитуриентов по предмету «Общее фортепиано»

 Исполнение программы.

 Поступающий должен исполнить:

  • Одно полифоническое произведение в оригинале русского, зарубежного или композитора СНГ.
  • 1 или 2-3 части сонаты, вариации
  • Одно произведение свободной формы


Специализация «Дирижирование академическим хором»

Предварительный творческий отбор для поступающих на дирижерско-хоровое отделение включает в себя работу с хором над произведением а cappella и из числа предложенных комиссией (в течении 15 мин.)

Примерная трудность произведений для работы с хором:

— Давиденко А. «Бурлаки».

— Лятошинский Б. «Времена года» (отдельные номера).

— Танеев «Серенада».

— Чайковский П. «Ночевала тучка».

— Шебалин В. «Береза».

— Шуман Р. «Вечерняя песня».

Конкурсный экзамен по специальности включает следующие разделы:

  1. Исполнение программы
  2. Коллоквиум
  3. Сольфеджио
  4. Фортепиано

ИСПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Поступающий должен:

- продирижировать двумя хоровыми произведениями, контрастными по темпу и характеру (одно для хора а cappella, другое с сопровождением);

- пропеть наизусть с тактированием один из голосов хоровой партитуры по горизонтали и последовательности аккордов по вертикали;

- исполнить наизусть партитуру хора а cappella на фортепиано.

Примерный список произведений для дирижирования:

а) Для хора а cappella

— Бах И. С. «Сердце молчи».

— Бойко Р. «Вечером синим».

— Брамс И. «В ночной тиши».

— Гедике А. «Я вечор млада».

— Балакирев М.» Венецианская ночь».

— Гречанинов А.» За реченькой яр хмель», «Нас веселит ручей», «На заре».

— Даргомыжский А. «Зимний вечер»

— Егоров А. «Песня».

— Калинников В. «Жаворонок», «Зима», «Солнце встает», «Ой честь ли то молодцу».

— Кастальский А. «Рябинушка», «Дождинки» (из цикла «Сельские работы»).

— Коваль М. «Слезы», «Ой земля-земелюшка» (из цикла «Емельян Пугачев»).

— Кодай З. «Ел цыган сыр».

— Кюи Ц. «Засветилась в дали», «Уснуло все».

— Ленский А.» Душно», «Сокол» из цикла» 1905г.»).

— Мендельсон Ф. «Лес», Три песни на слова Г.Гейне: «Беги со мной», «Как иней ночной весенней»,» Над ее могилой».

— Новиков А. «Мать Олега Кошевого».

— Римский-Корсаков Н. «Подуй, непогодушка», «Ночевала тучка золотая».

— Россини Д. Хор швейцарцев из оперы «Вильгельм Телль».

— Русские народные песни: «Венули верты (обр. Д. Шостаковича), „Горы“ (обр. А.Александрова), «Дороженька» (обр. А.Свешникова), «Как пойду я на быструю речку» (обр. А.Свешникова), «Повянь, повянь, бурь погодушка» (В.Соколова),» У ворот батюшкиных» (обр. М.Мусоргского.

 

КОЛЛОКВИУМ

 Структура коллоквиума для поступающих на факультет хорового дирижирования аналогична структуре этого вида испытания для поступающих на фортепианный, струнный факультеты.

Содержание вопросов 2-й группы, выявляющих уровень профессиональной подготовки, должно включать:

— знание литературы по своей специальности, в том числе по хороведению;

— знание основных положений методики преподавание в школе и работы с самодеятельным хором;

— знание музыкальной литературы в объеме программы музыкального училища;

— умение прочитать с листа 4-х строчную хоровую партитуру (например: Чайковский, «Ночевала тучка», Кюи «Розы расцветают», Лядов «Ты не стой, колодец», Новиков «Гимн демократической молодежи»).

Кроме того, поступающий должен: проанализировать одно из произведений, исполненных на экзаменах, с точки зрения содержания, стиля и исполнительских средств.

Список литературы по хороведению, знание которой необходимо для коллоквиума по специальности:

  • Дмиртиевский Г. Хороведение и управление хором.
  • Казачков С. Дирижерский аппарат и его постановка.
  • Ольхов К. О дирижировании хором.
  • Пирогов К. Очерки по технике дирижирования.
  • Соколов В. Работа с хором.
  • Чесноков П. Хор и управление им.

Вступительные требования по музыкально-теоретическим дисциплинам.

 

Сольфеджио:

Устно

  • пение звукорядов в тональностях от 1 до 5 ключевых знаков: гаммы двух видов мажора и трех видов минора, хроматическая гамма мажора вверх и вниз, хроматическая гамма минора вверх; всех видов трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешениями, а также гармонических оборотов, включающих до шести аккордов;
  • пение с листа одноголосной мелодии в мажоре или миноре с хроматическими (альтерированными) изменениями ступеней, возможными отклонениями и модуляцией в родственные тональности, в простых и сложных размерах, с различными ритмическими трудностями; двухголосных примеров гармонического или полифонического склада, включающих хроматизмы, отклонения (один голос играть, другой петь);

Примерная степень трудности: А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин  «Одноголосное сольфеджио», №№ 88, 156; Б. Калмыков, Г. Фридкин «Сольфеджио». Двухголосие, ч. II, №№ 211,223.

Гармония:

Устно

  • выполнение заданий на фортепиано: игра модуляций в тональности I степени родства в форме периода (для выполнения модуляции абитуриенту может быть предложен начальный гармонический оборот); игра секвенций тональных и модулирующих (2-4 аккорда в звене);
  • гармонический анализ с листа произведений различных стилей. Характер гармонического языка не должен превышать следующий уровень сложности: Л. Бетховен — сонаты; П. И. Чайковский — «Времена года»; М. И. Глинка, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов;
  • ответы на вопросы по курсу гармонии, возможные в связи с выполнением перечисленных заданий. 

Вступительные требования для абитуриентов по предмету «Общее фортепиано»

 Исполнение программы.

 Поступающий должен исполнить:

  • Одно полифоническое произведение в оригинале русского, зарубежного или композитора СНГ.
  • 1 или 2-3 части сонаты, вариации
  • Одно произведение свободной формы