Специализация «Академическое пение»
Исполнение программы
Поступающий должен предоставить комиссии:
- две классические арии (одну из них — русского композитора);
- один романс;
- одну народную песню.
Коллоквиум
Структура коллоквиума для поступающих на вокальной факультет аналогична структуре этого вида испытания для поступающих по специальности «Инструментальное исполнительство». Содержание вопросов 2-й группы, выявляющих уровень профессиональной подготовки абитуриентов, должно включать:
- знание основного репертуара для своего типа голоса;
- умение рассказать о произведениях, исполненных на экзамене, их авторах;
- знание существующих исполнительских традиций, обоснование собственной исполнительской интерпретации;
- знание творчества выдающихся певцов (отечественных и зарубежных);
— знание основной методической литературы по своей специальности.
Кроме того, на коллоквиуме проверяется актерская одаренность абитуриента (наличие способностей, воображение ассоциативного, образного мышления и т.д.).
Сольфеджио и элементарная теория музыки.
Поступающий должен:
выполнить в классе письменное задание, в которое входит:
— определение заданных характерных интервалов и разрешение их в тональность до 2х знаков;
- построение от заданного звука интервалов (диатонических и хроматических) и определение их в тональности;
- построение аккордов (трезвучий, включая увеличенные и уменьшенные, д7 с обращениями с разрешением;
- транспонирование одноголосных мелодий;
— определение тональности небольшого музыкального примера.
Время выполнения письменной работы – 1 час 30 минут.
- спеть гаммы (мажорные, минорные трех видов), интервалы в тональности и от заданного звука, трезвучия и их обращения;
- определять на слух, строить и спеть интервалы, аккорды;
- спеть с листа диатоническую мелодию в тональностях до 3-х ключевых знаков, ритмически несложную;
- выполнить разбор песни или романса (определить тональность, размер, особенности ритмического рисунка, альтерацию, мелизмы, а также встречающиеся в нотном тексте музыкальные термины и обозначения оттенков исполнения).
Вступительные требования по музыкально-теоретическим дисциплинам.
Сольфеджио:
Устно
- пение звукорядов в тональностях от 1 до 5 ключевых знаков: гаммы двух видов мажора и трех видов минора, всех видов трезвучий с обращениями и разрешениями, а также гармонических оборотов, включающих до шести аккордов;
- пение с листа одноголосной мелодии в мажоре или миноре с хроматическими (альтерированными) изменениями ступеней, возможными отклонениями и модуляцией в родственные тональности, в простых размерах, с различными ритмическими трудностями.
Гармония:
Устно
- выполнение заданий на фортепиано: игра модуляций в тональности I степени родства в форме периода (для выполнения модуляции абитуриенту может быть предложен начальный гармонический оборот); игра секвенций тональных и модулирующих (2-4 аккорда в звене);
- гармонический анализ с листа произведений различных стилей. Характер гармонического языка не должен превышать следующий уровень сложности: Л. Бетховен — сонаты; П. И. Чайковский — «Времена года»; М. И. Глинка, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов;
- ответы на вопросы по курсу гармонии, возможные в связи с выполнением перечисленных заданий.
Теория музыки для абитуриентов.
Письменно, устно
- определение заданных характерных интервалов и разрешение их в тональности до 2х знаков;
— построение от заданного звука интервалов (диатонических и хроматических) и определение их в тональности;
— построение аккордов (трезвучий, включая увеличенные и уменьшенные, Д7 с обращениями и разрешением);
— транспонирование одноголосных мелодий;
— определение тональности небольшого музыкального примера.